Обращение к Министру Культуры и Спорта Республики Казахстан.
Министру Культуры и Спорта РК
О состоянии и дальнейшем развитии изобразительного искусства в Казахстане.
Союз художников РК – первая творческая общественная организация в Казахстане. Она была организована в 1933. Именно в рамках СХ РК за 86 лет была создана национальная школа изобразительного искусства, нетрадиционная для казахской кочевой культуры. Сегодня многие имена художников Казахстана широко известны во многих странах мира.
Союз художников как общественная организация не финансируется государством. В советский период СХ РК имела рыночную структуру – художественный фонд, куда поступали заказы на выполнение произведений живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства от государственных организаций и предприятий, или частных лиц. Худфонд нес полную правовую, финансовую и профессионально-творческую ответственность за выполнение произведений, весь творческо-производственный процесс отслеживался художественными советами. Производственное исполнение выполнялось знающими, специально обученными мастерами – литейщиками, альфрейщиками, мозаичистами, печатниками и т.д. Строго осуществлялся авторский надзор над всеми этапами технологической работы.
Сегодня заказы на художественные работы не поступают в СХ. Заказчики, как правило, привлекают своих знакомых часто непрофессиональных художников, этапы работы не отслеживаются, никто не контролирует ни творческий, ни производственные процессы. В большинстве случаев то же самое происходит с заказными работами и по другим видам искусства.
Художественный рынок в Казахстане носит стихийный характер и основывается на вкусовщине и субъективном восприятии и понимании художественных произведений. В результате наблюдается резкое снижение художественно-эстетического качества, часто нарушаются авторские права, несоблюдение технологий приводит к быстрому износу артобъектов, происходит необоснованный снос памятников и замена их другими, гораздо ниже по художественному уровню. Без всякого контроля устанавливаются артобъекты в городской среде не только не эстетичные, а случайные и самодельные. Таким образом, загрязняется жилая среда, которая по своему призванию должна формировать общественное сознание, воспитывать вкус и эстетическое восприятия ее обитателей. Считаем необходимым разработать специальную программу по изменению сложившейся ситуации, поручить ее анализ специалистам, которые представят профессиональные рекомендации для программных предложений. Всю систему заказов на выполнение творческих работ надо реконструировать, и здесь не обойтись без государственной поддержки.
Необходимо рассмотреть вопрос о создании и приобретении творческих произведений по целевым закупам, т.к. участие в тендерах, где предусматривается конкуренция на основе снижения закупочной цены, не может относиться к произведениям искусства. Продукт художественного творчества это уникальный авторский объект, обладающий специфичными качествами, которые не могут повторяться в других творческих продуктах (иначе это будет уже плагиат), его историческая значимость и финансовая ценность растет со временем. Поэтому закупочная цена должна определяться договоренностью между заказчиком и автором при достижении обоюдного интереса. В определенных случаях такая цена может опираться на расценочные рекомендации по разным разделам художественного творчества, выработанные Союзом художником и утвержденными пленумами Союза художников и Союза архитекторов и Союза дизайнеров от 20 ноября 2014 года.
Для того, чтобы отрегулировать указанные и другие, разные стороны творческого процесса , повышения художественного уровня артобъектов , соблюдения технологических методов исполнения, насыщения среды обитания настоящими произведениями , а не жуткими их подобиями, для того, чтобы пресечь незаконное снесение памятников и других объектов, уже признанных историей, необходимо создание Закона о творческой и художественно-производственной деятельности, в котором произведение искусства должно рассматриваться как объект национальной культурной ценности, который уже завтра может стать культурным наследием, подлежащим государственной охране. Тогда изменится отношение и к художникам и к системе художественного образования, сегодня не отвечающей никаким профессиональным требованиям, тогда и сами потенциальные заказчики, многие из которых видят в создании художественных произведениях путь к обогащению, поймут и осознают собственную ответственность перед обществом и будущими поколениями. Ведь настоящие произведения искусства, созданные сегодня, завтра становятся уже культурной вехой эпохи. Этот закон должен быть четко ориентирован на профессиональное сообщество представителей пластических видов искусств – художников, архитекторов, дизайнеров, которые создают вневременные артобъекты разных видов. Возможно даже
наделение их организаций специальной государственной лицензией на творческую деятельность.
Отдельно необходимо рассмотреть вопрос о подготовке мастеров – исполнителей на базе художественных колледжей с учетом специфики направлений - литье, альфрейные работы, мозаичисты печатное производство и т.д.
В русле развития креативной экономики, а также повышения уровня туристической привлекательности формирование высоко-эстетической среды, как в местах посещения, так и общих жилых, организация творческих производств, определение и соблюдение правовых отношений в их деятельности имеют сегодня особо важное значение.
Туристическая привлекательность страны может обеспечиваться не только природными и историко- культурными заповедниками. Центрами туристических потоков становятся комфортные города с интересной архитектурой, грамотно построенной жилой средой, места, где проходят знаменательные события в области искусства и культуры– концертные площадки, музеи, биеннале, выставочные комплексы, представляющие развивающиеся здесь актуальные национальные творческие направления в области искусства, науки и т.д. Это подтверждается всем международным опытом.
В наших городах большие музеи только в Нур-Султане и Алматы. Однако для изобразительного искусства это скорее не музеи, а выставочные площадки с бесконечно меняющимися экспозициями. Стационарной экспозиции изобразительного искусства Казахстана в Национальном музее в Нур-Султане вообще нет. В Алматы в ГМИ РК им. А. Кастеева такая экспозиция есть, но все время Независимости здесь представлено отрывочно, так как творческий процесс не отслеживается, деньги на закуп регулярно не выделяются, стратегия закупа отсутствует во всех музеях. Союз художников РК, не имея собственного выставочного зала, вынужден платить ГМИ РК за аренду зала для проведения своей ежегодной отчетной выставки. Отсутствие выставочных залов во многих городах – а у СХ РК 14 филиалов в региональных городах страны – тормозит художественно-творческий процесс, не дает возможности представить достижения казахстанских художников широкой общественности и туристам. На сегодня необходимо построить специальные выставочные залы в самых крупных городах Казахстане в Нур-Султане и Алматы. Союз художников РК, находящий в г. Алматы готов представить собственную территорию для строительства такого зала. У нас подготовлено проектное предложение. Но, являясь общественной организацией, СХ РК существует на взносы своих членов (минимальные) и аренды некоторых помещений, что позволяет только закрыть коммунальные расходы и выплатить небольшую зарплату администрации. Денег на строительство, так и на содержание зала нет.
В течение многих лет СХ РК обращался в министерство культуры с существующими проблемами, направлялись письма, состоялись некоторые встречи, однако н и разу , никто из представителей государственных структур не подошел к этим обращений ответственно серьезно. На протяжении 30 лет Независимости ситуация не меняется.
Мы считаем, что при системном решении всех наболевших вопросов художники, члены СХ РК наконец-то смогут завить о себе как о профессиональном сообществе, начнут зарабатывать соответственно своей квалификации, а страна получит настоящие произведения искусства, которыми сможет гордиться, и которыми будут восхищаться потомки.
Подводя итог вышесказанному обозначаются следующие актуальные проблемы, решение которых должно способствовать улучшению положения художника в стране и дальнейшему развитию изобразительного искусства в Казахстане.:
1. Необходим закон о Творческо-производственной деятельности в области пластических искусств( изобразительного искусства , архитектуры, дизайна), который систематизирует и отрегулирует творческую деятельность в этих направлениях, сформулирует социальный статус этих профессий и выстроит социальную защиту для этих категорий творческих профессий, даст фундамент для обеспечения художников, архитекторов и дизайнеров работой. Закон будет способствовать повышению профессионального уровня выполняемых работ, откроет перспективу деятельности для выпускников этих требований и также повысит требования к их профессиональному образованию. Особое внимание надо обратить на подготовку исполнительных профессий.
2. Обращаем внимание на бездеятельность Государственной комиссии по памятникам, которая никак не оказывает влияние ни на их строительство, ни на качество, ни на состояние, ни на их безрассудный снос и замену низкопробными изделиями. Нынешний состав комиссии ведет себе не этично и непрофессионально (пример с проектом заслуженного деятеля РК, известного скульптора, автора многих памятников, покойного профессора Досжанова Б.С.) . Считаем, что функции госкомиссии должны быть переданы Союзу художников, который разработает профессиональные и правовые основы для справедливых конкурсов на выполнение монументальных памятников. Их идейно-тематические содержание будет отслеживаться профильными учеными, а образность и художественно-технический уровень художественными советами. Союз художников готов нести полную ответственность за выполнение таких работ. Отдельно нужно рассмотреть вопрос установки декоративно-парковой скульптуры, которая на сегодня вызывает много нареканий.
3. Отрегулировать вопрос закупок художественных произведений, как в музейные фонды, так и для рыночных нужд с привлечением профессиональных экспертов и оценщиков. Стоимость таких работ может регулироваться с учетом рекомендаций, выработанных профессиональными творческими Союзами.
4. В аспекте туристической привлекательности, а также для способствования художественно-культурного уровня общественной среды , влияющих на формирование психологических и мировоззренческих аспектов общества создавать в городах Казахстана государственные выставочные залы с их полноценным культурно- образовательном функционированием.
5. На сегодня нет полной истории изобразительного искусства Казахстан. Необходимо формирование государственного заказа искусствоведам на такую монографию с созданием специальной рабочей группы.
6. Для полноценного функционирования профессиональных художников в системе Союза художником с учетом творческих проектов в виде симпозиумов, пленэров, образовательных программ, а также для финансирования социальных пакетов для ветеранов и молодых художников, необходимо ежегодное финансирование в объеме 70 000 000. Художественное творчество не может развиваться без государственных дотаций.
7. Сегодняшний курс на креативную экономику страны должен предусматривать участие профессиональных художников в архитектурно-строительных проектах разных регионов.
8. Мы единственная страна в СНГ, где нет государственной Академии художеств ( а не искусств !!!), которая выстроена соответственно структуре международных стандартов с образовательным институтом, мастерскими академиков, выставочным залом и собственной издательской группой. Считаем, что этот вопрос давно назрел, его необходимо решать как государственную задачу.
9. Поддержка государством творчества художников может осуществляться и в виде муниципальных творческих мастерских, которые сегодня СХ не может построить. Такие мастерские существуют во многих странах мира. Работающим художникам, проявившим себя, выделяется помещение под мастерскую, а коммунальные услуги оплачивается им самим. Они передаются по принципу преемственности
Секретариат СХ РК.